Почемучки

Почему? Почему? Почему? В три года ребенок без конца задает вопросы. Он просит вас назвать предмет или явление, поэтому не пугайте ребенка, пускаясь в длинные объяснения, отвечая, по существу, на другой вопрос: «А для чего это?».

Если ребенок спрашивает вас десять раз «что это?», указывая на лампу, можно десять раз совершенно спокойно ответить «это лампа». Этого будет совершенно достаточно для трехлетнего малыша. Не нужно говорить: «Это осветительный прибор, искусственный источник света, который испускается нагретой металлической спиралью при протекании через нее электрического тока». Ребенок выстраивает свою картину мира, давая названия окружающим предметам, запоминая их и пробуя на вкус.

Некоторые слова ребенку могут нравиться, тогда он будет произносить их следом за вами или снова и снова задавать один и тот же вопрос, чтобы услышать, как это слово произносит взрослый. Если в ответ на свой вопрос ребенок слышит всякий раз новый ответ, это удивляет малыша и привносит в его сознание некоторое сомнение в стабильности окружающего мира, побуждая снова и снова уточнять название предмета. Представьте, сначала вы говорите: «Это лампа!». В следующий раз — «Это осветительный прибор!», «торшер», «электроприбор» и т. д.

Если такое общение доставляет удовольствие всем участником, то оно может перерасти в традиционное времяпрепровождение, несущее, помимо эмоционального развития, еще и расширение словарного запаса. Однако играть в такие игры ребенок с полной отдачей будет чуть позже, достигнув четырех-пяти лет. Сотни «почему» в течение дня могут доводить вас до изнеможения. Однако не забывайте, что ребенок спрашивает потому, что ему нужен ответ. Он увеличивает запас своих знаний, чтобы понимать окружающий мир, и делает он это самым эффективным способом — при помощи слов.

Вступление в возраст «почемучек» — четкий признак выхода на новый этап развития. Еще в два с половиной года ребенок, как правило, пытается найти ответ на любой вопрос при помощи совершения действия. Под градом вопросов постарайтесь выстоять и не давать ответов типа: «Потому что это так». Если ответ есть, отвечайте по существу, но не слишком длинно и учено. Не вспоминайте все, что вам известно о принципах передачи изображения на дальние расстояния. Вопрос ребенка может быть случаен: его заинтересовало, почему по телевизору «показывают тетю». Возможно, ответ может быть таким: «Потому что передача про нее». Этого будет достаточно. Если вы не знаете ответа на вопрос, не бойтесь признаться в этом. Здесь можно ответить: «Я не знаю точного ответа. Давай спросим у папы…» Иногда детские «почему» не предполагают ответа: «Почему я Петя?» — «Потому что, когда ты родился, мы решили, что это имя тебе подходит». «А почему?» — «Потому что это хорошее имя. Хорошее имя — хорошему мальчику, — подумали мы». «А почему?».

В подобных случаях «почему» становится уловкой для привлечения внимания, чтобы разговор не прекращался. Возможно, ребенок хочет, чтобы ему что-то рассказывали. Вы можете прервать цепь бессмысленных «почему», спросив: «Хочешь, я расскажу тебе про тебя, когда ты был совсем малышом?». Иногда ребенок задает вопрос, на который нет и не может быть ответа, поскольку вопрос составлен неверно. Например, «Почему эклер?». Лучше не говорить в таком случае, что вы не понимаете, о чем идет речь. Попробуйте представить, что мог хотеть спросить малыш. «Что такое эклер?». Может быть, он хотел знать, из чего готовят эклеры, или почему они так называются? Или можно ли ему съесть пирожное? Можно попробовать уточнить вопрос: «Ты что-то хотел спросить про эклер?». «Ты знаешь, что такое эклер? Эклер — это пирожное…» Возможно, в разговоре со взрослым ребенок получит ответ на свой вопрос, который не смог правильно сформулировать.

Немаловажна и наследственность: если родители в свое время начали говорить поздно, такая же проблема может возникнуть и у детей. Среди левшей чаще встречаются задержки речи. Речевые и двигательные центры сосредоточены в левом полушарии головного мозга, в то время как у левшей больше развито правое полушарие. Поэтому ребенок-левша обычно начинает разговаривать несколько позднее. Игрушки помогают «разговорить» ребенка. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и ручной моторики, расположены рядом и тесно связаны. Поэтому развитие рук и пальчиков способствует развитию речи. Учите ребенка застегивать пуговицы, завязывать шнурки, лепить и рисовать. Поощряйте игры с пирамидками, конструкторами, кубиками, мозаиками и пазлами.

Елена Ленсер | Школа жизни

Источник zdorovie.com