7 стандартов Нестандартного мышления

Мы восхищаемся опередившими свое время мыслителями и свободолюбивыми современниками, у которых есть смелость, желание и предусмотрительность, высказывать свои мысли, не опасаясь получить клеймо инакомыслящих и быть исключенными из общества.

По правде говоря, такое клеймо отнюдь не пугает свободных мыслителей. На самом деле, именно бесстрашие делает их теми, кто они есть. Свободно мыслящие люди живут и благоденствуют на границах социума, где хаос соединяется с порядком. Если ты хочешь быть свободно мыслящим человеком, прими хаос, новизну, разрушительные перемены и несоответствие стандартам. Свободно мыслящие живут вдали от наркоза нормальности и контролирующих традиций.

Неподвижные стены господствующего мировоззрения не держат их в плену. Они не боятся изменений, бедности и заговоров. Если ты хочешь мыслить свободно, и стать проводником изменений и новаций, то должен осознавать и понимать некоторые вещи.

1. Творчество – естественное право, полученное при рождении

Мы стереотипно воспринимаем творческих людей (художников, представителей богемы), как отличающихся от нас. Но это откровенная ложь. Мы все наделены даром творчества. Образование, скорее даже школьное обучение, успешно лишило нас естественных склонностей. Оно заключило нас в рамки механистического и редукционистического представлений человечества, превратило в шестеренки единого механизма. Система школьного обучения разработана таким образом, чтобы заставить людей мыслить в пределах рамок, установленных господствующим взглядом общества и культуры.

Свободное мышление и отклонение от заданных рамок не одобряются в традиционном образовании. Ученики должны строго следовать учебному плану, который готовит их к сдаче экзаменов, поступлению и учебе в вузах, и, в конце концов, делает их частью рабочей силы. Тем не менее, творческое мышление – это природное право человека. А педагоги учат только тому, как избавиться от него, даже не заметив, что оно было.

2. Избегать группового мышления и стадной морали

Групповое мышление, проявляющееся, когда мы бессознательно следуем ритму толпы – безмолвный враг свободного мышления. Когда толпа кричит, мы чувствуем себя вынужденными кричать. Когда толпа паникует, мы паникуем. Эмоции, чувства и идеи очень заразительны. Таково мышление. Довольно просто следовать по пути мышления других людей. Поскольку групповое мышление успокаивает, мы лишаемся контроля над собственным разумом.

Кроме непосредственно мышления, мы определяем людей и события, как хорошие или плохие, следуя системе моральных принципов толпы. Мы поддаемся искушению чувствовать то же, что чувствует толпа по отношению к определенному вопросу. Нравственность – это весьма сомнительная философская идея, но проблема в том, что стадная нравственность ограничивает наш потенциал быть свободно мыслящими, ответственными личностями.

Помни, если ты находишься в небольшой сосредоточенной группе сходно мыслящих людей, твои мысли становятся сосредоточенными. Групповое мышление МОЖЕТ быть полезно, оно порождает проблемы, только будучи неосознаваемым и неправильно направленным.

3. Решение в ракурсе

Свободно мыслящие знают, какой силой обладает ракурс. Ракурс изменяет все. Наши мысли по какому-то вопросу могут измениться на противоположные или потерять значение, если посмотреть на вопрос под другим ракурсом. Даже самые прочные взгляды и убеждения могут измениться, когда открывается новый ракурс. Кажущаяся неудача может стать благоприятным случаем просто из-за изменения перспективы. Неприятности могут превратиться в возможность получения опыта, проблемы могут стать решениями, кажущаяся неудача может оказаться стартовой площадкой, если посмотреть на нее под другим ракурсом.

Когда ты мыслишь свободно, ты знаешь, что на каждую ситуацию можно смотреть под несколькими ракурсами. Можно провести аналогию со двором дома. Все мы – окна в круглом здании, выходящие во двор. Вид из одного окна отличается от вида из другого. Значит, если я хочу лучше увидеть двор, я должен посмотреть на него из разных окон.

4. Знания условны

Консервативные, авторитарные, религиозные или институциональные структуры яростно сопротивляются изменениям, потому что их мировоззрение покоиться на теории о том, что все их знания и убеждения совершенны. Даже наука иногда попадается в эту ловушку. В то время как свободно мыслящие люди уверены только в одном, знания – условны. То, что нам кажется известным сегодня, может быть развенчано или разительно измениться в свете завтрашних открытий. Свободно мыслящие бегут прочь от личностей или групп людей, которые заявляют, что им что-то известно, или еще хуже, что они все знают. Они вполне осознают, что у нас нет даже самых слабых знаний, несмотря на значительные открытия о мире, жизни и Вселенной в целом.

5. Разрывать оковы времени

Свободно мыслящие, особенно мудрые и дальновидные, разорвали условности времени. Иначе говоря, они осознали, что мы воспринимаем мир, так как это принято в наше время. Восприятие мира изменяется на протяжении десятилетий и столетий, но мы все еще скованны условностями времени. Наиболее великие новаторы, футуристы и дальновидные мыслители видели за пределами этих условностей. Они разбивали оковы времени и заглядывали в будущее.

6. Игнорировать институционное давление

Социум использует две основные силы. Одна из них – это нисходящий контроль, осуществляемый иерархически посредством различных институтов. Другая – это восходящая сила изменений и новаций, которые исходят от отдельных личностей и медленно принимаются и утверждаются более крупными социальными структурами. Благодаря покровительству кого-либо влиятельного, сумасшедшая, выходящая за рамки общепринятых норм, инновационная идея свободно мыслящего человека может начать популяризироваться и распространяться через СМИ до тех пор, пока не станет нормой. Конечно, это упрощенное описание, но его достаточно, чтобы продемонстрировать базовые механизмы социальных изменений.

Свободно мыслящие, продуцирующие новые шокирующие идеи люди отличаются от общепринятых норм. Они отказываются подчиняться институционному давлению единообразия и всеобщего контроля. Институционные нисходящие силы в основном сохраняют свой статус-кво, стабильность социальных систем и их идентичность, следовательно, они сопротивляются изменениям. А сила свободно мыслящих, напротив, заключена в постоянной борьбе с институционным давлением, соблюдением правил, и принятых норм.

7. Восприятие должно изменяться, а не оставаться аксиомой

Другой мощный инструмент свободномыслящего человека – восприятие, вернее его изменение и смещение. Философы спорят о природе восприятия на протяжении многих веков. Некоторые из них утверждают, что восприятие позволяет нам получить достоверное представление о внешней реальности, а другие возражают, что восприятие находится под сильным влиянием наших знаний и убеждений. Классический пример – восприятие цветов. Цвет – это просто общепринятое обозначение. То, что кажется нам белым, для эскимосов, которые живут в практически белоснежном мире, является только одним из множества оттенков. Они могут различать широкий диапазон «белого», и у них даже есть слова, чтобы их описать. Их восприятие, равно как и их реальность, отличается от нашего.

Свободно мыслящие люди понимают, что восприятие определяется и ограничивается общепринятым мировоззрением. Но на самом деле восприятие не нуждается в определенности, оно может изменяться. Поэтому не вызывает удивления, что свободно мыслящие люди обращаются к древним традициям, которые изучались и шлифовались на протяжении тысячелетий. Вспоминаются известные мыслители вроде Тима о’Лири, Теренса Маккена и Рама Дасса.

Автор статьи Гилберт Росс

Читайте также:

ШЕСТЬ СОВЕТОВ, КАК НЕ ДАТЬ СВОЕМУ МОЗГУ СОСТАРИТЬСЯ

ОТСТАНЬТЕ ОТ ДЕТЕЙ! (Нейропсихолог о вреде раннего развития)

ОБНАРУЖЕНА ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ И СПОСОБНОСТЬЮ К ТВОРЧЕСТВУ