Модерн

Модерн впитал в себя достижения художников всех эпох и континентов, благодаря чему смог стать первым в истории живописи интернациональным стилем. В США его называли «Тиффани стайл», в Великобритании – «Модерн стайл», в Германии – «югендстиль», во Франции – «Ар Нуво», в Италии – «стиль Либерти», в Австрии – «Сецессион».

Распространяя влияние на весь мир, модернисты стремились создать новый стиль жизни общества. Они работали, чтобы сформировать цельную, духовно и эстетически наполненную среду, которая выразила бы духовное содержание эпохи с помощью нетрадиционных форм и приемов, использовав современные материалы в синтезе искусств.

Основной сферой деятельности модернистов стала архитектура, которой подчинялись все элементы внутреннего убранства: от причудливой резной мебели, узорчатых обоев и витиеватых книжных иллюстраций до дамских платьев. Впрочем, могло быть и наоборот: план всего дома выстраивался таким образом, чтобы в нем нашлось место для уже готовой оригинальной дверной ручки. В таком случае мотивы узоров этой ручки повторялись во всех дверях, перилах, окнах, занавесках и скатертях.

В живописи модерн проявился в причудливых, замысловатых завитках, сложных узорах орнаментальных фонов, поражающей глубине и чрезмерной осязаемости фигур первого плана. Картины этой непродолжительной эпохи (модерн просуществовал всего два десятка лет) поражают зрителя игрой красок и виртуозной передачей полутонов.

Живописная техника

Картины модернистов наполнены игрой орнаментальных форм. Фон часто пишется мелкими квадратами, треугольниками и ромбами одного цвета, в результате чего возникает ассоциация с японской графикой и византийской мозаикой. У некоторых живописцев (Г. Климт, М. Врубель, А. Муха и др.) масло и гуашь чередуются с использованием майолики, смальты, латуни, меди, драгоценных камней и кораллов.

Узнать картину модернистов можно по большим плоскостям одного цвета, мазки при этом накладываются таким образом, чтобы создавалось скульптурная объемность изображения переднего плана.

Скульптурная точность и выразительность картины сочетается с отсутствием острых углов и прямых линий, благодаря чему достигается большая близость к природе.

Философское учение

Модернисты верили, что с помощью искусства можно вернуть природную чистоту общественных устоев, преодолеть нравственную загрязненность мира. Необычайное восхищение природой и натурой отчасти смягчается пышной орнаментальной техникой, но все же довольно ярко проявляется в каждой картине.

Все картины Модерна глубоко символичны, они заставляют ум зрителя возноситься к непостижимому миру вечности, задумываться о краткосрочности человеческой жизни и слабости человека в сравнении с природой.

Михаил Александрович Врубель. Русский титан

Самым ярким представителем эпохи модерна в России стал М. А. Врубель. Он поистине заслуживает права именоваться человеком-легендой, и дело здесь не только в его глубокой разносторонней одаренности и силе таланта, но и удивительной, странной и даже пугающей судьбе.

Врубель рос слабым болезненным ребенком, первый шаг он сделал только в три года. Но зато уже в четыре научился бегло читать и много времени уделял учебе. Как и любого ребенка, иллюстрации в книгах и журналах его интересовали не меньше содержания, но родители угадывали за этим пристальным рассматриванием склонность мальчика к художественному творчеству, и поэтому, начиная с восьми лет, Миша регулярно посещал художественные мастерские, где брал уроки живописи.

Но только в 24 года после окончания юридического факультета и прохождения воинской службы, Михаил почувствовал свой талант. В 1880 году он поступил в Петербургскую академию художеств, где осваивал премудрость рисования под руководством знаменитого учителя П. П. Чистякова. Уже в годы обучения у него начала проявляться самобытная манера письма, особенный, выделяющийся на фоне других студентов талант.

Сложно сказать, где М. А. Врубель перенял свой стиль письма. Так до него не писал никто. Ни у одного другого художника нет такой кристаллически точной передачи формы, такого глубокого проникновения в цветовую тональность (а М.А. Врубель умел передать цвет даже в черно-белых карандашных набросках), такой мозаичной заполненности изображения мазками. Гений Врубеля слишком самобытен, слишком силен даже для лучших мастеров мира, и слишком большого душевного напряжения он требует от художника.

В своих скульптурно точно отделанных работах последними М. А. Врубель писал глаза. Этот последний, совсем небольшой штрих словно оживлял изображение, вдыхал в героя картины жизненную энергию и … порабощал смотрящего зрителя. Возможно, именно это напряжение послужило причиной развития у художника серьезных душевных расстройств, которые на несколько последних лет жизни заточили его в стены психиатрических клиник?

Особенное место в творчестве М. А. Врубеля занимает образ Демона. На его картинах это не злой дух, мучающий и истязающий человечество, а отчаявшийся страдалец-одиночка. Практически на всех работах, Демон изображен грустящим юношей, он ищет свой путь, не соглашается с божественным устройством мира, и понимает, что не может ничего изменить. Возможно, таким же одиночкой чувствовал себя и художник, не обретший понимания и любви среди современников?

Другое особенное место в картинах М. А. Врубеля отведено фантастическим образам, иллюстрациям к сказкам и легендам, которые выглядят особенно реальными благодаря особой технике мастера. М. А. Врубель начинал писать самое нереальное произведение начиная с реальных элементов, на фоне которых все остальное кажется таким же настоящим.

Его иллюстрация к Пушкинской сказке «Царевна-Лебедь» сияет с такой силой, что долго смотреть на нее просто невозможно – кажется, ослепнешь. Отворачиваешься, опускаешь глаза, и не можешь удержаться, чтобы не взглянуть вновь. Краски с неудержимой силой ударяют в голову, опьяняют, сжимают грудь и появляется желание убежать, выскочить на улицу, вдохнуть воздуха на просторе, отдохнуть под теплыми солнечными лучами, и еще долго жить ощущением полученных эмоций. Благодаря холодным тонам сверкающих перламутровых красок, царевна особенно величественна и недоступна, она вот-вот уйдет в море, и тревожный взгляд говорит о ее фантастическом происхождении.

М. А. Врубель внес свой неизмеримый вклад в развитие русского искусства, но у него почти нет последователей. Талант такой силы не может быть повторен. Как не может быть повторена ничья жизнь и как не может повторно возникнуть какой-либо стиль искусства.

Модерн, в отличие от своего русского представителя, оставил большое количество последователей, и хотя период его расцвета уже прошел, дизайнеры и архитекторы снова и снова обращаются к достижениям этой эпохи, применяя их в оформлении современных домов.

Читайте также:

ИМПРЕССИОНИЗМ

ОБНАРУЖЕНА ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ И СПОСОБНОСТЬЮ К ТВОРЧЕСТВУ

НЕЖНОСТЬ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ ГЛИНЫ