Импрессионизм

Импрессионизм – это искусство передачи настроения. Точнее, положительных эмоций, которые захватывают художника в солнечный день.

Впервые термин импрессионизм был употреблен в 1874 году, произошел он от названия картины Моне Impression, soleil levant («Впечатление. Восходящее солнце»). В ярких солнечных лучах сложно что-то подробно рассмотреть: все цвета соединяются в яркое пятно, вместо предметов видны лишь их очертания и много бликов, солнечных зайчиков, они буквально заполняют все пространство живописной работы.

Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце

Живописная техника:

Картины выполнялись в технике пленэр, то есть в естественных условиях и при естественном освещении, без дальнейших доработок в мастерских. Для художников-пленэристов свет и воздух приобретают особенное значение, они становятся главным объектом изображения. В ярких, эмоциональных картинах импрессионистов нет тяжелого черного цвета, отсутствуют и четкие контуры предметов, вместо этого появляется вибрирующий солнечный свет. В красках, нанесенных на холст, отражаются солнечные лучи, благодаря чему картина начинает переливаться и привлекает внимание светящейся легкостью, полупрозрачностью изображения.

Развитие импрессионизма способствовало началу промышленного выпуска красок в тюбиках: при регулярной работе вне студии, самостоятельное изготовление красок становилось проблемой для художников, к тому же самодельные краски быстро застывали, а герметические тюбики позволяли сохранять свежесть красок продолжительное время. В работе импрессионисты использовали всего четыре основных цвета солнечного спектра: оранжевый, желтый, красный, синий, голубой, зеленый. Для передачи более тонких оттенков использовали сдвоенные цвета: желтый+фиолетовый, голубой+оранжевый, красный+зеленый. Сдвоенные (производные) цвета образовывались двумя отдельными мазками, налагаемыми рядом друг с другом.

Огюст Ренуар. У воды близ озера

Философия:

Если склонность избегать отображения проблем окружающей действительности можно назвать философским учением, то именно оно будет характеризовать импрессионистов. Они изображали яркие и веселые мгновения жизни, герои их картин отдыхают в парках, катаются на лодках, танцуют в залах, окруженные сотнями свечей, играют, обнимаются и целуются. Но никогда импрессионисты не обращались к библейским и мифологическим сюжетам, не изображали социальную несправедливость, тяжелый труд крестьян и военные баталии. Легкость и жизнерадостная наполненность работ художников покорила аристократов XIX века, большое количество дорогих заказов позволило импрессионистам достаточно свободно развиваться.

Импрессионизм просуществовал чуть меньше столетия, и угас в начале XX века. Художники-импрессионисты освежили живопись, подарив ей легкость и яркость, но не смогли удержаться на вершине, по свидетельству И. Е. Репина, постепенно скатившись «рутину лиловых, голубых и оранжевых рефлексов. Свежесть непосредственных впечатлений сошла у них на эксцентричность положений, на кричащие эффекты».

Эдгар Дега. Танцовщицы тренируются у станка

Клод Моне. Прогульщик, создавший новый стиль.

Юный Клод Моне считал занятия в школе напрасной тратой времени, и терпеть не мог царившей там атмосферы строгого порядка. Поэтому вместо классных занятий мальчик убегал на скалистое морское побережье, где развлекался, рисуя карикатуры на всех своих знакомых. Уже к 15 годам Моне стал известен всему городу как лучший карикатурист, его работы выставлялись на продажу в художественной мастерской, и привлекли внимание известного живописца Эжена Будена.

Буден искренне восхищался талантом Моне и после долгих уговоров смог зажечь в юноше желание серьезно учиться живописи, сам научил его вникать в красоту природы, замечать очарование мгновения, и отправил для дальнейшего обучения в Париж. В Париже Моне работал в студиях нескольких известных художников, поступил в университет, но забросил учебу, поскольку не мог согласиться с царившим там подходом к живописи.

Клод Моне. Закат в Венеции

Через несколько лет скитаний Клод Моне нашел студию живописи, которая соответствовала его пожеланиям. Руководитель, Марк Глейр, видный художник, представитель господствовавшего тогда академизма, собрал у себя группу молодых, подающих надежды живописцев: Огюста Ренуара, Фредерика Базиля, Альфреда Сислей и уже известного нам Клода Моне. Подружившиеся молодые люди, освоив все, чему мог научить их Марк Грей, начали создавать собственную живописную технику, позднее получившую название импрессионизм.

Настоящую известность Клод Моне получил благодаря портрету Камиллы Донсье, впоследствии ставшей его женой. В 1870 году Моне отправился в Англию, чтобы ознакомиться с достижениями местных живописцев и обогатить свой художественный арсенал. А еще через год переехал в Нидерланды, где продолжал постигать премудрость живописи.

Клод Моне. Водяные лилии

Вернувшись во Францию в 1872 году Моне написал свою главную работу «Впечатление. Восходящее солнце». Картина очаровала современников эмоциональной силой и положила начало новому направлению – импрессионизму. Моне стал учителем для множества начинающих художников, а созданный им стиль подчинил себе всю живопись следующего столетия.

В своих пейзажных работах Моне передавал вибрацию воздуха и богатство света с помощью маленьких раздельных мазков, накладываемых друг на друга с таким расчетом, чтобы при взгляде на картину они объединялись в единое целое. Очарованный богатством света, Моне стремился запечатлеть переходные состояния природы в разное время суток и при различной погоде. Так появилось несколько серий картин, объединенных общим сюжетом.

В позднем периоде творчества Моне утратил способность воспринимать и передавать целостное впечатление, вместо этого он все глубже погружался в декоративизм, яркие цветовые пятна заменили изображения реальных предметов.

Читайте также:

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ. ЧАСТЬ 1

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ. ЧАСТЬ 2

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ. ЧАСТЬ 3

САМЫЕ ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ КАРТИНЫ