Прерафаэлиты. Последние романтики 19 века

История зарождения братства прерафаэлитов до невозможного банальна. Три неординарных разносторонне одаренных студента объединились, чтобы научить мир жить иначе. Миллес – 11-летний мальчишка, сумевший доказать профессорам, что готов к обучению в академии. Россети, своевольный сын политзаключенного, переводивший итальянских поэтов XII–XIV веков. И Хант, юноша, потративший бездну усилий только на то, чтобы доказать родителям серьезность своих намерений и убедить их в своем таланте.

Как и многие критики современности, прерафаэлиты решили обратиться к истории, вместо того, чтобы создавать что-то абсолютно новое. На этот раз предметом недовольства молодежи стала слишком холодная и строгая живопись классицизма, которой противопоставлялось ориентированное на живую личность искусство раннего Возрождения. Таким образом прерафаэлиты в третьем поколении связали свое творчество с миром античности, живописью которого вдохновлялись творцы эпохи Ренессанса.

Но как и ренессансным «родителям» не удалось возродить живопись античности, так и у «детей»-прерафаэлитов не вышло полностью руководствоваться канонами предыдущих эпох. Вместо этого они, впитав лучшее из опыта предшественников, создали собственное художественное направление.

Живописная техника

Называя себя наследниками художников, живших до Рафаэля, прерафаэлиты стремились отказаться от условностей викторианской эпохи и изображать на картинах только реальных людей в реальных ситуациях. Огромное значение уделялось детальности изображения, каждая травинка, каждый лепесток, каждая складка платья тщательно вырисовывались. Но такая скрупулезность приводила к обратному результату: вместо живого изображения на холсте появлялась мертвая копия, лишенная перспективы и пространственной глубины.

Чтобы добиться максимальной правдивости изображения, прерафаэлиты писали свои работы на открытом воздухе, в технике пленэр, опередив в этом импрессионистов. Но был у прерафаэлитов еще один секрет, помогающий обеспечить точность передачи изображения, они… фотографировали пейзажи и натурщиков перед работой, а затем могли отправиться в студию для написания картины с фотоснимков.

Метод письма прерафаэлитов имеет много общих черт с техникой фресковой живописи. Сначала холст покрывался белой грунтовкой, после высыхания тушью прорисовывались контуры будущего рисунка, и заготовка еще раз покрывалась тонким слоем белил без масла. Лишь после этого на картину наносился красочный слой. Такой способ живописи требует высокой точности и легкости мазков, иначе неизбежно утратится чистота оттенков. Из-за трудоемкости процесса художники едва успевали написать по два полотна в год, но именно благодаря особой технике, их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.

Философия

Особое внимание прерафаэлиты уделяли женским образам. Впервые в истории искусства женщина изображается как человек, имеющий способность чувствовать, любить, страдать, восхищаться, испытывать страсть. Популярными становятся темы чистой безответной любви, при этом прерафаэлиты с одинаковым восторгом и поклонением изображают недоступных девушек и падших женщин. Возможно, именно деятельность прерафаэлитов помогла приблизить момент официального признания женского равноправия?

Посвящая картины библейским темам, прерафаэлиты старались максимально точно передать характер персонажа, сделать образ предельно «живым» и естественным, но, в отличие от художников эпохи Возрождения, прерафаэлиты не только заменяют символические лики святых эмоциональными живыми лицами на иконах, но и чрезмерно натуралистично иллюстрируют целые евангельские сюжеты.

На скандально известной картине Миллеса «Христос в родительском» маленький Иисус изображен в столярной мастерской, среди древесных опилок. Простота сюжета соединяется с глубоким символизмом. Рана от гвоздя на руке Христа и упавшая капля крови символизируют будущее распятие, овцы в загоне на заднем плане – образ невинной жертвы. Чаша, которую подносит Иисусу юный Иоанн Креститель, символизирует будущую чашу страданий. Лестница, прислоненная к стене – библейский символ восхождения человека в небо, голубь, сидящий на ней – образ Святого Духа. Изображенный на стене треугольник – распространенный символ Божественной Троицы.

Символическая наполненность всех картин прерафаэлитов позволяет подробно трактовать каждую работу, искать и находить связи картин с литературными произведениями. Дерзкие студенты добились своей цели – их картины заставляют людей думать. Многозначность образов, впервые появившаяся у прерафаэлитов, получила развитие в художественных направлениях ХХ века: символизме и модернизме.

Джон Миллес – рисующий Моцарт

Однажды несколько французских солдат похвастались однополчанам своими портретами. Работы были выполнены с таким профессионализмом, что старшие офицеры пожелали познакомиться с автором, которым оказался 6-летний мальчик, сын помещиков из соседней деревни.

Склонность к рисованию у Джона Миллеса, а в эпизоде с солдатами речь идет именно о его работах, проснулась достаточно рано, и в возрасте девяти лет родители решили отдать мальчика на обучение местному художнику, но уже после нескольких занятий он отказался от ученика, сказав, что ему «нечему учить этого одаренного ребенка». Тогда отец Миллеса обратился к директору Королевской академии художеств, куда после предварительного обучения в художественной школе Генри Сасса и зачислили 11-летнего Джона. Так будущий живописец стал самым юным студентом в истории Королевской академии.

Его работы участвовали в государственных выставках, получали значительные награды. Учителя прочили Миллесу великое будущее, перед ним были открыты все двери. Но вместо этого Джон объединился с двумя другими студентами в «Братство прерафаэлитов», надеясь преобразовать все искусство. Впрочем, можно ли было ожидать чего-то более серьезного от подростка?

В 1849 году товарищи впервые приняли участие в выставке как отдельная группа. Миллес представил работу «Христос в родительском доме», и прежняя благосклонность публики сменилась жесткой критикой. Великий Диккенс назвал их картины безвкусными и кощунственными, газеты наперебой предлагали запретить прерафаэлитам показывать свои работы общественности, чтобы не развращать нравы. Их спасло заступничество одного из знаменитейших критиков того времени, Джона Рескина.

Тем не менее, огорченный первой серьезной неудачей, Миллес зарекся не писать больше работ, связанных с религией. Вместо этого он обратился к костюмированным сценам, так появились получившие всемирное признание картины: «Приказ об освобождении», «Гугенот», «Офелия». И уже в 24 года Миллес был избран членом Королевской академии. В 34 года его избрали уже академиком Королевской академии художеств, он снова, как и в студенческие годы, оказался самым юным, но на этот раз среди академиков.

Увлечение портретной живописью и множество знатных людей среди заказчиков, дало ему возможность вскоре построить большой дом в престижном районе Лондона, Кеннингтоне. В 1885 году Миллес стал первым художником, удостоенным титулом баронета. Его годовой доход к тому времени составлял более 30 000 фунтов стерлингов – фантастическая сумма.

В перерывах между живописью, Миллес обратился к созданию книжных иллюстраций, и в этом сразу достиг грандиозных успехов. Примерно в это время были также написана работа «Пожарный» (1855 г.) – первая картина, воспевающая героизм современников, ежедневно занимающихся спасением чужих жизней. Кстати, в обсуждении сюжета активное участие принимал Ч. Диккенс, к этому времени кардинально изменивший свое мнение о молодом художнике.

В 1896 году, после смерти Фредерика Лейтона, Миллес единогласным решением членов академии был избран Президентом Королевской академии художеств. Руководить академией ему оставалось несколько месяцев – здоровье ухудшалось с каждым днем из-за прогрессировавшего рака горла. Но, несмотря на непродолжительный срок работы, Миллес успел проявить лучшие человеческие качества, сняв свою картину с ежегодной выставки академии, чтобы предоставить место молодому, неизвестному художнику.

Постепенно уходили из жизни представители прерафаэлизма, вместе с ними угасало и живописное направление. И пусть сегодня уже редко можно встретить художника, выполняющего свои картины в сложной технике пленэр, так же сильно заботящегося о точности передачи деталей, как прерафаэлиты, но, наверняка, каждый студент художественного вуза изучает их наследие, и перенимает какие-то приемы. А самое ценное в истории прерафаэлитов – доказательство того, что любую мечту можно исполнить, что не нужно бояться критики корифеев, а просто делать то, что нравится, и то, что считаешь нужным, и тогда твоя мечта не только исполнится, но и отразится на всем мире.

Читайте также:

11 ЛУЧШИХ КНИГ ПО ОБУЧЕНИЮ РИСОВАНИЮ

ЖЕНЩИНЫ В ЖИВОПИСИ

ИМПРЕССИОНИЗМ