Зачем ребенку воображаемый друг

Многие родители начинают волноваться, когда их трех-, пятилетний ребенок придумывает себе воображаемого друга. Они с удивлением спрашивают себя: «Зачем нашему малышу воображаемый друг? Неужели он не видит разницы между существующими людьми и воображаемыми?»

Родители всегда пугаются, когда их ребенок неожиданно заявляет: «Осторожно! Ты села на Германа!». Тем не менее, воображаемый друг играет значительную роль в развитии творческих способностей у детей. Он помогает ребенку справиться со многими эмоциональными проблемами, например, с одиночеством, если семья переехала в другое место, и все прежние друзья находятся далеко. Также ребенок может придумать воображаемого друга, если в семье появился второй ребенок, если он начал ходить в детский сад или если в семье неприятности. Иногда воображаемый друг не человек, а животное, к примеру, собака. Ребенок придумывает его, чтобы преодолеть свой страх перед собаками или потому, что ему очень хочется иметь собаку.

Если у ребенка очень строгие родители, он может придумать друга, который с ним отлично ладит и всегда им доволен. Случается, что в игре с воображаемым другом ребенок берет на себя роль требовательного родителя, а друга представляет как беспомощного ребенка: «Герман! Ты поступил очень плохо. Больше так не делай!».

Иногда малыш придумывает воображаемого друга, чтобы снять с себя чувство вины. Поскольку нашаливший ребенок боится потерять расположение и любовь родителей, он может отрицать свою вину, даже если его поймали с поличным. Чем сильнее страх, тем больше соблазна свалить вину на воображаемого друга. В этом случае ребенку не придется выслушивать критику и чувствовать себя ответственным за содеянное: «Это Герман взял бумаги с твоего стола» или «Герман заставил меня сделать это». В такой ситуации родителям следует сказать в ответ: «Значит, я запрещаю тебе и Герману играть с бумагами» или «Ты перепутал бумаги на столе, теперь помоги мне навести в них порядок».

Когда у вашего ребенка вдруг появится воображаемый друг, вы наверняка не будете знать, как правильно поступать в определенных ситуациях. Например, нужно ли подыгрывать фантазиям ребенка и ставить лишний стул за обедом, как попросил ваш малыш? Лучший выход из положения — пойти на компромисс. Иногда можно поддаться на уговоры ребенка, в то же время не забывайте о рамках дозволенного: «Ты можешь мне рассказывать о своем друге, но домашнюю работу ты будешь делать сам». Если вас беспокоит то, что ребенок верит в несуществующего персонажа, вспомните, как вы рассказываете ему истории о Деде Морозе и Санта-Клаусе. Разница между этими выдуманными героями заключается в том, что своего друга ребенок придумывает сам.

Если вам кажется, что ребенок начинает фантазировать оттого, что чувствует себя беспомощным, подумайте о том, чтобы предоставить ему больше свободы. Дайте ему возможность свободно выражать свои чувства и познавать мир. Если же ваш ребенок грустит оттого, что из-за переезда потерял старых друзей, помогите ему найти новых, которые займут место воображаемого друга.

Со временем, когда ваш ребенок повзрослеет, он забудет о своем воображаемом друге и станет брать всю ответственность за содеянное на себя.

Р. Голдстайн и Д. Гэллант

«Библия для родителей»

Источник zdorovie.com