Близорукость: дело (вполне может быть) не в чтении!

Во всем мире близорукость начала принимать масштабы эпидемии, но самые катастрофические показатели наблюдаются в Восточной Азии, где почти у 90% подростков и взрослых все расплывается при взгляде вдаль. Почему же мы наблюдаем такой скачок в развитии близорукости? Издавна вину за слабое зрение приписывали чтению, но новейшие исследования хотят амнистировать это занятие. Чтение здесь совсем ни при чем.

Чтение и письмо — все, что мы привыкли делать близко к глазам, кажутся логичным объяснением развития близорукости. Логичным и устаревшим. Когда глаза немецкого астронома Иоганна Кеплера стали его подводить четыре столетия назад, он тоже обвинил в утраченной ясности зрения свою напряженную работу по наблюдению за небесными телами.

Однако независимый научный журналист Эли Долгин, на днях опубликовавший свою статью в журнале Nature, заявляет, что гипотеза о причине близорукости в чтении/письме на близком расстоянии хоть и заманчива, но несостоятельна при проведении научных опытов. Вот что он пишет:

В начале 2000-х, когда ученые стали наблюдать за определенным поведением и занятиями, например, сколько человек читает или проводит времени за компьютером в неделю, выяснилось, что ни одно из этих занятий не было решающим фактором в развитии близорукости. В отличие от одной особенности. В 2007 году Дональд Мутти и его коллеги с факультета оптометрии при Университете Огайо предоставили отчет крупного исследования, в котором принимало участие более 500 детей 8-9 лет из Калифорнии, которые на начало исследования обладали прекрасным зрением. Команда ученых вела наблюдения того, как проводили свое время дети, заодно уточняя сколько те занимались спортом и проводили время на улице.

И хорошо, что они это сделали. Спустя 5 лет у каждого пятого ребенка развилась близорукость, и единственное, что отличало этих детей от других — сколько времени они проводили на свежем воздухе. «Сперва эта закономерность показалась нам подозрительной, — вспоминает Мутти, — но мы продолжали вести наблюдения и анализировать данные». Через год профессор Роуз и ее коллеги из Австралии пришли к схожему заключению. Наблюдая в своем исследовании за более чем 4000 детей из начальных классов на протяжении 3 лет, они обнаружили, что дети, проводившие наименьшее время на свежем воздухе обладали наиболее высоким риском развития близорукости.

…Основываясь на эпидемиологических исследованиях, Айан Морган, исследователь близорукости из Австралийского национального университета в Канберре, предполагает, что детям необходимо проводить хотя бы три часа в день при уровне освещенности в 10000 люкс, чтобы предотвратить развитие близорукости. Этот уровень равносилен сидению под тенью дерева в солнцезащитных очках в ясный летний день (в пасмурный день уровень освещенности на улице не превышает 10000 люкс, а хорошо освещенная комната — не более 500 люкс). В солнечной Австралии, на родине Моргана, дети получают достаточно солнечного света, поэтому от близорукости страдает только около 30% подростков. Однако во многих других странах мира, включая США, Европу и Восточную Азию, дети, как правило, проводят на улице лишь 1-2 часа в день.

Эти и другие исследования, связывающие между собой время, проводимое вне помещений, и зрение, стали появляться сравнительно недавно, и у них тоже есть свои критики. Тем не менее, даже на уровне гипотезы эти результаты — прекрасный повод оторвать ребенка от монитора и отправить на прогулку или активную игру во дворе.

Источник zdorovie.com