Работа в мужском коллективе

По статистике, 76 процентов служащих мечтают быть начальниками. Если вы — из их числа и, более того, имеете все шансы стать леди-босс или недавно ею стали, вам предстоит решать весьма непростые задачи.

Работа в мужском коллективе

И речь не об упоительном оформлении персонального кабинета и в свободное от этого время спешном проведении совещаний с подчиненными. Всем боссам сразу же по назначению приходится ломать голову над шестью основными вопросами. Хотите получить на них ответы и действительно заниматься только освоением отдельных апартаментов? Тогда изучите наш задачник…

Задача 1. Изменение системы координат

ДАНО: новоназначенная начальница — признанная профи без вредных привычек, с IQ и внешностью почти как у Шарон Стоун;

план изменений во вверенном ей отделе — не корысти ради, а только для воплощения вечной цели вышестоящего руководства ”улучшить, догнать и перегнать”; подчиненные, настороженно воспринимающие все новое и особенно начинающую леди-босс — даже если хорошо с ней знакомы.

ВОПРОС: как начальнице реализовать нововведения, чтобы подопечные: а) приняли их как подарок судьбы, б) слились в едином порыве во имя упомянутой великой мечты?



РЕШЕНИЕ


Вариант первый. Действовать традиционным методом “приказ — исполнение” с командармовскими заявлениями “Я так решила”.

Вариант второй. Согласовать свои интересы с предложениями “подопечных”. Скажем, провести коллективный диспут на темы: “Как нам обустроить отдел”, “Кто виноват и что делать?”. Затем в тиши своего нового кабинета проанализировать полученную от подчиненных информацию, дельные рекомендации и дополнить ими свой и без того гениальный план.

ОТВЕТ

Коллектив убедится, что “народ и партия — едины”, а леди-босс укрепит свои позиции. Их-то и следует внедрять окончательно, бесповоротно и без объяснений — иначе зачем начальнице даны полномочия? Особенно если требуется решать срочные задания. А вот их нужно давать каждому по способностям, а не по популярному среди новоявленных шефов принципу “ударим сверхнагрузками по бездельникам”. Толку, например, секретаря назначать “по совместительству” курьером, чтобы меньше зевала от скуки? Наверняка эффективнее поручить ей, допустим, делопроизводство. Она точно будет озадачена. И, возможно, даже польщена доверием.

Практическое занятие

”Свое первое совещание с подчиненными я начала с самоуверенной фразы: ”Мы будем жить теперь по-другому”. Потом пожалела: все мои нововведения втайне недобро комментировали, мол, что еще ей вздумалось? Теперь понимаю, что надо было хотя бы аргументировать изменения. Тогда бы мне не пришлось так долго завоевывать доверие коллег и строить командные отношения”.

София Падалко, начальник отдела продаж

Задача 2. Операции с пассивными величинами

ДАНО: парочка талантливых высокооплачиваемых лентяев, ежедневно с 9.00 до 18.00 пытающихся поработать — но только ”для галочки”; перманентные авралы, возникающие от перебора в офисе нерабочих рук; новоназначенная начальница, пытающаяся справиться как с первыми, так и со вторыми.

ВОПРОС: что необходимо сделать леди-босс, чтобы подчиненные трудились ”не щадя живота своего”?

РЕШЕНИЕ

Вариант первый. Пригрозить увольнением без выходного пособия и установить наблюдение за каждым тунеядцем.

Вариант второй. Поручить интересное дело отъявленному лентяю. Причем мотивация в стиле “Я знаю, тебе это понравится” не пройдет — пока что бездельнику по вкусу только ничегонеделание. Его надо брать либо “на слабо”, либо на душещипательную беседу за чашечкой кофе. И где-то на пятом глотке озабоченно рассказать о возникших проблемах. Местный лодырь просто из человеческого сочувствия (или для проформы) предложит свой выход из ситуации. А через пару минут медленно, но уверенно у этого гения появится еще несколько версий.

ОТВЕТ

Леди-босс, умело поддерживая беседу и ненавязчиво предлагая свои идеи, уверит лентяя в его недюжинных способностях и полном ему доверии. Ей останется лишь проникновенно добавить: “Только такой высококлассный специалист, как вы, может с этим справиться”. Даже если не справится, то поработает уж точно не “для галочки”.

Практическое занятие

”Когда меня назначили директором, первым делом хотела уволить всех ”протиральщиков штанов”. Я понаблюдала за ними и увидела: они талантливы, просто не на своем месте. Например, менеджер кое-как занимался вверенным ему когда-то оформлением документов, при этом постоянно болтал по телефону с нашими партнерами. Вызвала к себе, сказала о своих замечаниях и предложила выбрать обязанности по душе. Естественно, он отказался от бумажной рутины и взялся за свой ”конек” — ведение переговоров. И теперь он — лучший специалист в своем деле и моя опора!”

Светлана Малюшевская, директор по логистике



Задача 3. Теория вероятных ошибок


ДАНО: подчиненный с виноватым взглядом; нагрянувшие неприятности, объясняющие леди-босс, почему у подчиненного такой вид.

ВОПРОС: как в пределах деловой лексики доходчиво объяснить нерадивому сотруднику об имеющихся к нему претензиях?

РЕШЕНИЕ

Вариант первый. При всем честном народе сказать все (и  чуточку больше) о проколе, допущенном бездарью, и количестве нолей в сумме его штрафа.

Вариант второй. Спокойно разобраться. Наедине. Отложив все колюще-режущие предметы в сторону и дав “обвиняемому” возможность высказаться. Иначе может возникнуть ситуация “без вины виноватого”. Однажды очень известная корпорация так потеряла директора по продажам. На него нажаловался крупный клиент, и президент компании уволил действительно профессионала без объяснений. Через месяц выяснилось, что клиент отличался, мягко говоря, эмоциональной нестабильностью и изводил всю дирекцию бесконечными претензиями… Юная начальница вряд ли хочет потерять ценного специалиста, а потому должна признать его право на ошибку. Но только одну. С искренним раскаянием.



ОТВЕТ


На первый раз провинившегося сотрудника можно простить — проявленное леди-босс великодушие, по идее, не позволит ему впредь допускать проколы. А для хронических “штрафников” нужно составить “прейскурант” наказаний за каждое производственное преступление. Или срочно решать задачу № 6.

54 % топ-менеджеров не проходят испытательный срок из-за чрезмерных амбиций и желания установить свои правила в коллективе

Практическое занятие

”Однажды я накричала (правда, за дело) на продавца моего магазина. При покупателе. Ему было неудобно за разразившийся скандал, продавец просто разрыдалась, а я выглядела как психованная мегера. Перед девочкой я извинилась. Но вот репутации своей и магазина сама же и навредила: что расскажут покупатели о бутике с такой ”дикаркой”? Я не люблю лицемерить, но убедилась, что с подчиненными надо оставаться вежливой всегда, даже если тебе хочется их убить”.

Наталья Белоножко, владелица гастронома



Задача 4. Прогрессия недовольных


ДАНО: сотрудник, явно (или тайно) недовольный бурной деятельностью новой начальницы; леди-босс, не понимающая причин его вечного недовольства и пока еще желающая разобраться с ними; коллектив, на изумленных глазах которого происходят непонятные стычки начальницы с ворчливым подчиненным.

ВОПРОС: стоит ли даме при исполнении и власти возиться с бунтарем?

РЕШЕНИЕ

Вариант первый. Нет!!! Если кому-то что-то не нравится, пусть ищет себе другую работу. И точка!

Вариант второй. Надо подумать… Человек здравомыслящий поймет, что беспочвенного недовольства не бывает. Предположим, оно вызвано субъективным отношением — уязвленным самолюбием подчиненного, эгоцентризмом. Тогда вполне уместен первый вариант решения. Только с более мягкой формулировкой. А если агрессия обусловлена “грешками” самой начальницы? Которые, кстати, видят все, кроме нее самой. Или другими объективными причинами: сверхурочными, критикой или просто дефицитом похвал? Значит, все в том же новом кабинете леди-босс нужно разобраться с собой, а потом вызвать бунтаря. Не для тайной казни.

ОТВЕТ

Ворчун оценит готовность начальницы к диалогу. Но и сам явится хорошо подготовленным — претензии тысячу раз прокручены в голове и, более того, красноречиво изложены в его многочисленных внутренних диалогах с начальницей. Она же может только догадываться о его запросах. А потому должна действовать только лаской. Похвалить и искренне удивиться возникшим недоразумениям с таким интеллигентнейшим человеком… Далее — обмен любезностями, поиск истины и компромисса.

Практическое занятие

”Общаться с недовольными подчиненными меня научил мой же опыт. У меня тоже был период трений с новым начальником. Ему это надоело. Но разговор со мной он начал не с обвинений, а со спокойной и неожиданной для меня похвалы: ”Мне о вас рассказывали как о доброжелательной, симпатичной и очень умной девушке. Я вижу, вас что-то мучает и не дает такой же оставаться…” Даже если ему обо мне никто ничего такого не рассказывал, я все равно захотела выглядеть именно так — и мы нашли взаимопонимание”.

Виктория Мачуга, завотделения травматологии

Научитесь слушать — и вы сможете извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо

Задача 5. Уравнение двух (или более) известных

ДАНО: два (или несколько) ”лучших врага”, вынужденных вместе работать и при каждом удобном случае желающих исправить это недоразумение; коллектив, который вместо служебных обязанностей выполняет внутренние военные действия или миротворческую миссию между противоборствующими сторонами; начальница, к кабинету которой регулярно доносятся крики ссорящихся коллег.

ВОПРОС: нужно ли леди-босс вникать в конфликты подчиненных и выступать третейским судьей?

РЕШЕНИЕ

Вариант первый. Действовать по проверенному предками принципу “Мой кабинет с краю, я ничего не знаю”. Во всяком случае, до тех пор, пока “линия фронта” коллег не переместится в кабинет начальницы.

Вариант второй. Играть на опережение и вызвать нарушителей порядка в свой кабинет, не дожидаясь пока они сами в него ворвутся. Воспитательные меры со стороны леди-босс необходимы. Во-первых, чтобы предотвратить такое развитие событий. Во-вторых, чтобы конфликт между коллегами не влиял на работу. В-третьих, чтобы лишний раз напомнить, чем офис отличается от ринга, а образованные люди от неандертальцев.

ОТВЕТ

Дрязги между подчиненными — это тот случай, когда начальник обязан действовать как… дирижер. Когда оркестр перестает слаженно играть, он не делает резких жестов. Его руки едва двигаются, но каждое движение отличается необычайной четкостью. Так же должен себя вести и руководитель. Тонко чувствовать настроенческие ноты своих сотрудников, вовремя направлять в нужное ему русло или властным движением заглушать их “какофонию”.

Практическое занятие

”В моем подчинении все — женщины. Со всеми вытекающими последствиями: громкими ссорами и тихими интригами. Как только я вижу зарождающийся конфликт, моментально загружаю ”подстрекательниц” трудновыполнимыми делами. Так, чтобы на недельку-две им некогда было голову поднять. В трудовом угаре им уже некогда продолжать свои “бои без правил”.

Ольга Гой, начальник отдела кадров

Задача 6. Увольнение

ДАНО: сотрудник — весьма прилежный, но справляющийся со своими обязанностями на три с плюсом по пятибалльной шкале оценки;

необходимость его уволить, потому как добиться результатов выше среднего ему попросту не дано; леди-босс, придумавшая десятки вариантов прощальной речи с бесталанным сотрудником, но так и не решающаяся ее озвучить.

ВОПРОС: как начальнице распрощаться с увольняемым, чтобы у него остались хотя бы нейтральные воспоминания о бывшем месте работы?



РЕШЕНИЕ


Вариант первый. Конспиративно, через секретаря, вручить приказ об освобождении с занимаемой должности с казенным объяснением причины. От чрезмерного любопытства уволенного скрываться за дверью нового кабинета.

Вариант второй. Открыто, деликатно и желательно в пятницу к концу дня. То есть сообщить о принятом решении лично, “подсластив пилюлю” похвалами за усердие, лояльность и прочие немногочисленные достоинства и верой в светлое будущее сотрудника на новом месте работы. Ведь у него такие способности (обязательно перечислить!), которые он сможет проявить в такой-то сфере, таких-то должностях. Увы, в вашем деле они не предусмотрены… Последний рабочий день недели будет спасительным и для вас, и для подчиненного. У него будет время “перекипеть” и “переварить”, у начальницы — возможность быть избавленной от этого.



ОТВЕТ


Несмотря на официальную формулировку увольнения “по собственному желанию”, истинная причина должна быть конкретной и подтвержденной реальными основаниями. Даже если речь идет об очень хорошем человеке, которого не хочется обидеть. Чтобы смягчить его участь, можно предложить ему работать под отдельные заказы, по договору. Выданное начальницей рекомендательное письмо хоть не спасет его от стресса, но облегчит поиск новой работы. В отношении прогульщиков, отъявленных тунеядцев и других “редисок” можно обойтись и без этой обходительности — достаточно лишь аргументировано изложить повод освобождения от должности.

Практическое занятие

”Увы, у меня приличный опыт увольнений: и подобру-поздорову, и со скандалами. И я поняла: человеку адекватному не надо говорить прямо ”вы уволены” — достаточно перечислить (желательно, мягко и корректно) свои претензии, и он сам произнесет ”я все понял” или ”когда мне написать заявление?”. Сотруднику проблемному стоит предложить новые условия, на которые он наверняка не согласится. Скорее всего, он начнет искать другую работу и через пару недель спокойно уволится по собственному желанию”.

Яна Соловьева, главный бухгалтер

…Один большой начальник когда-то сказал: быть руководителем — значит остаться без… рук и взамен получить чужие. Неприспособленные, незнакомые, непослушные. И вот если руководитель сумеет их “освоить”, почувствовать, научит работать, как свои, взаимодействовать, тогда решит любую, самую сложную задачу. А с вышеперечисленными никогда и не столкнется…

Источник www.natali.ua